Взаимодействие с родителями

  • Печать

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С РОДИТЕЛЯМИ

В дошкольном учреждении взаимодействию с родителями уделяется особое внимание. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

К сожалению, очень часто общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителей важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка. Кто-то считает, что во всём виноваты родители, которым «нет дела до детей и их развития», которые «не хотят, чтобы ребёнок вырос хорошим». Согласиться с этим сложно. Да, родителям не всегда хватает времени для общения. Да, есть категории «трудных» родителей. Но важно другое. Педагоги могут и хотят смотреть на себя, на свои достижения и трудности со стороны. И увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в самих себе.

Зачастую, основные поводы обращения воспитателей к родителям — ситуативные и организационные вопросы. При этом основная сфера, в которой родители хотели бы получить помощь от воспитателей, это сфера, связанная с развитием ребёнка, с более общими, чем поведение и успешность на занятиях в течении дня, вопросами обучения и воспитания детей. Вот как раз здесь, ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников должна принадлежать воспитателю. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Ведь основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители от воспитателей это консультирование по проблемам развития и обучения ребёнка, а также подготовка к школе, то есть помощь, связанная с развитием ребёнка.

Наша работа с родителями строится в основном по двум направлениям:

  1. Просвещение по вопросам педагогики и психологии.

Чтобы просвещение родителей вызывало у них самих интерес, мы не только предлагаем темы для обсуждений в ходе родительских собраний, но и учитываем предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Приглашаем на собрания психолога, логопеда, медсестру. Для родителей оформлены уголки этих специалистов. Здесь же выставлены для родителей папки-передвижки с информацией (периодически обновляются). Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения заканчивается рекомендациями и консультациями по их запросам.

  1. Формирование у родителей понимания принадлежности к воспитательно-образовательному процессу.

Здесь мы знакомим с планом учебно-воспитательной работы, организуем, мероприятия с участием родителей, проводим индивидуальные беседы по различным вопросам.

В практической работе с родителями используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны для улучшения отношений между педагогом и родителями, родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнёрами.

Во взаимодействии с коллективом родителей мы стараемся проявлять учтивость, корректность, умение сдерживать свои эмоции. В этом случае мы справедливо можем рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в группе мероприятиях. Родители охотно идут к нам на встречи. Мы подумали о такой значимой составляющей, как пригласительный билет. Дети с увлечением оформляют пригласительные на праздники, собрания, а родители не в силах им в этом отказать. Таким образом, на всех проводимых мероприятиях (родительские собрания, праздники, чаепитие…) чувствуется непринуждённая атмосфера, душевность слов, отсутствие назидательности и добрый юмор. Родители откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Созданная, уютная атмосфера помогает более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребёнка спокойно и без истерик.

Для общего внимания предлагаются правила эффективного взаимодействия педагога и семьи. (см. Приложение)

Подготовила

Воспитатель ГКП Иноземцева Н. А.

Приложение

Правила эффективного взаимодействия

педагога и семьи:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

 

  1. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не

располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

  1. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь

поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

  1. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  1. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, воспитанников, педагогов!

  1. Готовясь к встрече с родителями воспитанника, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь!

  1. Каждая встреча с семьёй ребёнка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка!

  1. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

  1. Если родители принимают активное участие в жизни группы и сада в целом, их усилия должны быть отмечены воспитателем и администрацией детского сада!