Игры для развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Печать

Игры для развития звуковой культуры речи

у детей старшего дошкольного возраста

                                                                                      подготовила

                                                                                       учитель – логопед

                                                                                       О. А. Кустова

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей

Игра «Строим дорожку»

Цель — развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем воспитатель исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.

                          

                                       Игра «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …

                                           Игра «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и т.д.

Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и реакцию.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово, хлопая при этом в ладошки на каждый слог и считать. Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Прочитайте ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.

Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И птичек без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игра «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Перед началом игры детям раздаются цветные фишки, или другие предметы, которые в дальнейшем могут быть «залогом». Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок (-ик).

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по - одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Несколько вариантов игр для активизации в речи детей антонимов

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый рассказывает ребенку, историю об ослике: «Ослик очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Его мама с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру, и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре». Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и вернуть мяч взрослому.

Можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по - другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Воспитатель говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому Мальчик бежит (мчится, несется).

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).