Игры для развития речи у детей 3-4 лет

  • Печать

Игры для развития речи у детей 3 – 4 лет.

 

В материале представлены варианты игр, которые можно использовать для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы по развитию речи у дошкольников 3 – 4 лет.

«Угадай, кто это?»

Воспитатель называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь)

«Один – много»

Воспитатель для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там и ждет ответ от детей.

Например: стол - столы, кот - коты, дом –дома, книга – книги, карандаш - карандаши …. Или стол – много столов, кот – много котов...

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"

Сначала давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания.

«Что внутри?»

Воспитатель называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например: дупло - белка, улей - пчелы, нора – лиса и тд.

«Что будет, если…»

Воспитатель задаёт вопрос – дети отвечают.
Например:

«Что будет, если я съем грязное яблоко?
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

«Что будет если я брошу в лужу мячик?»
"Что будет, если в ванну с водой упадет полотенце? и так далее. Затем можно предложить поменяться ролями, дети будут задавать вопросы воспитателю.

Следите за тем, чтобы дети отвечали полным предложением.

«Что где? Кто где?»

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Что есть у нас в группе?

Что у нас в спальне?

Что у нас в раздевалке?

Что у нас в столовой? И так далее. Потом можно задавать вопросы, которые касаются домашней обстановки.

Затем можно "отправиться" в путешествие.

Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее. Следим за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями.

«Что внутри?»

Воспитатель называет предмет или место, а дети в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например, «Что внутри дома?» - «Телевизор» и тд.

«Больше, чем… Меньше, чем…»

Воспитатель ставит задачу:

«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал»

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

« Кто что делает?»

Воспитатель называет предмет или живое существо, и просит детей назвать, что этот предмет умеет делать

"Солнышко - светит, сияет, греет…"

"Чайник - свистит, кипит,…"

"Машина - едет, гудит, светит,…"

"Снег - идет, тает,…"

"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

Игру можно усложнить. Воспитатель называет два предмета или живых существа, а дети должны назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик - прыгают.

И птица, и муха - летают и тд. «Скажи наоборот». Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения (слова – антонимы Воспитатель вызывает слово, а дети называют слова с противоположным значением. Например: один мячик большой а другой маленький, чай горячий а мороженое – холодное и тд.

«Что бывает….? Какое бывает…?» Предложите детям продолжить фразы: «Мягкой может быть подушка, игрушка, мебель, а ещё мягким может быть…» или «Круглым может быть мячик, яблоко, а ещё круглым может быть…» и тд.