Развиваем фонематический слух

  • Печать

                                 Развиваем фонематический слух.

                                                                                    

                                                                   подготовила

                                                                 учитель – логопед

                                                                   О. А. Кустова

 

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо, умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
    • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.

         Звук на письме обозначается буквой.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
«Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок должен произнести их в обратном порядке.

«Топни – хлопни» Взрослый чётко произносит ряд слов, и предлагает ребёнку, услышав заданный звук в слове – хлопнуть в ладоши, «поймать звук», если в слове нет заданного звука – топнуть, «прогнать» слово.

«Какой одинаковый звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например, шапка, кошка, каша, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай» Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность:

- подбери слово, которое начинается на последний звук слова столб.

- вспомни птиц, в названиях которых был бы последний звук слова морс (сова, снегирь, синица, сорока...)

- подбери слово, чтобы первый звук был бы [К], а последний - [А].

- предложите ребенку назвать игрушку с заданным звуком.

«Зелёный – красный» Для игры нужно приготовить два кружка: красный и зелёный, можно использовать крышки от бутылок. Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть какой – то заданный звук. Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает зелёный кружок, если нет - красный. Если ребёнок справляется, предложите ему поменяться ролями.

«Поймай рыбку» Для этой игры нужна магнитная удочка или палочка с привязанным к ней на ниточке магнитом. На картинки из любого детского лото наденьте скрепки. Ребенок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове сапоги звук [C]   слышится в начале слова, в слове весна - в середине, а в слове лес - в конце.                                «Найди слово» Из двух-трёх слов ребёнок должен выбрать то, в котором есть звук [Ш]:

Звук [Ш] ты в слове услыхал, 

Тотчас то слово мне сказал!:                                                                                                                       школа – класс                                                                                                                                 коса – шапка                                                                                                                                                      шоколад – свисток                                                                                                                                                просьба – шалаш                                                                                                     мишка - миска                                                                                                                                                            миска – шашки – жук                                                                                                                                           машина – самосвал – поезд                                                                                                        сарафан – рубашка – пиджак                                                                                                                          мишка – собака – жираф.