Речевая готовность к обучению в школе

  • Печать

Речевая готовность к обучению в школе

                                                                      Подготовила:

                                                                      Кустова О. А.

  Наша речь — это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить основу успешного освоения грамоты:

1. Правильность произношения звуков русской речи — это изолированное, в слогах, словах и фразах произношение звуков. Если ребёнок невнятно произносит звуки речи (мягко, как маленький, [с], [з], [ц] — как англичанин между зубами, [р] — как француз), его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты, так как правильное произношение залог грамотного письма.                                                                                        2.Умение выделять звуки из слова; определять место звука в слове; уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; оценивается умение работать со схемой слова, навык послогового чтения.

Для развития фонематического слуха родителям необходимо: слушать с ребёнком звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.                                                                           Примерные задания:

  • Определи наличие звука в слове (например, есть ли звук с в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).
  • Определи место звука в простых словах ( м – в словах мак, дом, Рома).

Большую роль в обогащении словарного запаса является овладение ребенком грамматическим строем речи, который он усваивает в период от 2 до 8 лет. Необходимо отметить, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады:), а системой словообразования — к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

  • Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).
  • Подобрать к обобщающему слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).
  • Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).
  • Образовывать от существительных различные прилагательные: (карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).        

3. Ребёнок должен уметь составлять предложения, распространять его; уметь определять количество слов в предложении.

Примерное задание:

  •  Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке предложения. Посчитай, сколько слов в предложениях.

 4. Умение пересказывать текст, сохраняя смысл и содержание; ребёнок должен уметь самостоятельно составлять рассказ. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.                                                                                                                                 5.Уметь ориентироваться в «право – лево» (на собственном теле). Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов — сначала самых простых. Потом можно и более сложных. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.                                     Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.