Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков

  • Печать

Артикуляционная гимнастика – помощник в постановке звуков

 

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных, дифференцированных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

 

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 – 7 минут ежедневно.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом.

Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Артикуляционные упражнения

 

«Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

«Забор». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

«Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

«Бублик» Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы сближены.

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

«Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

 

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала

движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор».

«Приклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Чашечка». Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Фокус». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и погладить широким передним краем языка верхнюю губу сверху вниз. Постепенно убыстрить темп, добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Менять положение языка 4-6 раз.

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

«Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

Комплекс упражнений
для свистящих звуков [с], [з], [ц]:

«Построить забор»,. «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Почистим зубы», «Улыбка».

Комплекс упражнений
для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]:

«Бублик», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус».

Комплекс упражнений для звука [л]:

«Накажем непослушный язычок», «Лопатка»,, «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Маляр».

Комплекс упражнений для звука [р]:

«Накажем непослушный язычок», «Лопатка», , «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Барабан».

 

Уважаемые родители! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.