Развиваем речь с помощью чистоговорок

  • Печать

Развиваем речь с помощью чистоговорок.

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.  

Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

- подбирает чистоговорку с этим звуком;

- произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

- проговариваем в быстром и медленном темпе;

- берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

 

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

 

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

 

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

 

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

 

Ла – ла – ла - на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло – на горе стоит село

 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.

 

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

 

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

 

Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу. Шу, шу, шу -  я пилотку ношу.
Шок, шок шок — у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.