Развиваем мелкую моторику

  • Печать

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ!

У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, выполняет манипуляции с мелкими предметами, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

Мелкая моторика (точные движения пальцев рук) особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот).

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»).

Для развития ручной моторики научите детей:

запускать пальцами мелкие «волчки», спиннеры;

разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

сжимать и разжимать кулачки; • собирать все пальцы в щепотку;

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

завязывать узелки на шнурке, веревке; • застегивать (расстегивать) пуговицы;

играть с конструктором, мозаикой;

рисовать в воздухе; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

мять руками поролоновые шарики, губки;

скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл); • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

«пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом).

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.