Мастер-класс "Изготовление сувенирного панно из природного материала" Н.А. Стрыгина, воспитатель 1 категории

  • Печать

 

Мастер класс

«Изготовление сувенирного панно из природного материала».

Цель: Раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие активизации детей на занятиях, повышению результативности, развитию навыков самостоятельности  при изготовлении панно из природного материала.

Задачи:

1.  Познакомить   с   технологией   изготовления   панно из природного материала  при помощи технологической карты.

2.  Познакомить с особенностями работы с природным материалом, правилами его заготовки.

3.   Расширять и закреплять знания о традициях русского народа.

4.  Развивать навыки сотрудничества, общения.

5.   Развивать аккуратность, трудолюбие, моторику мелких мышц рук.

6.  Формировать навыки самостоятельности.

Материалы и оборудование:  основа для панно, семена тыквы, чечевицы, гороха, листья, клей ПВА, технологическая карта, образец изделия.

Технические  средства:  мультимедиа проектор.

Ход мастер - класса:

1.      Организационная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

        Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер - класс на тему  «Изготовление сувенирного панно из природного материала».

Работая с детьми, я использую различные педагогические технологии. Но чаще я использую  личностно - ориентированную технологию, при которой  я стараюсь найти подход к каждому ребенку, обеспечить ему комфортные условия обучения, раскрыть его творческий потенциал.

На мои занятия приходят дети, начиная с  5-6 летнего возраста с разными способностями. Моя задача помочь им адаптироваться в коллективе и создать благоприятные условия для их развития. И использование личностно - ориентированной технологии помогает мне в этом.

Итак, целью нашего МК является изготовление панно из природного материала «Ромашки».

         Теоретическая часть (Сообщение нового материала).    

  Еще с древних времен люди создавали изделия из природного материала, изготавливая  украшения, предметы интерьера и быта, игрушки. И обязательно родители приобщали к этому мастерству детей. И по сей день игрушки и поделки, сделанные своими руками очень актуальны. Декоративно-прикладное творчество высоко ценится в современном мире. Работы, создаваемые своими руками, служат украшением интерьера, сада, двора, выставляются на выставках и участвуют в различных конкурсах. А как приятно получить подарок ручной работы, отличающийся оригинальностью и индивидуальностью, в который вложены старание и любовь.

 Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного:  учится быть хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения. Наиболее часто используются для различных поделок шишки, хвоя, орехи (лесные, грецкие, арахис, кедровые) и ореховая скорлупа, каштаны, желуди, кора, береста, ветки, корни, листья, семена, солома, ракушки, перья, трава, декоративные тыквы, яичная скорлупа, мох, лыко.

Несмотря на компьютерное обучение и новейшие технологии, старые добрые поделки вряд ли скоро выйдут из моды, ведь это один из самых развивающих видов деятельности для детей. Занимаясь изготовлением поделок, дети не по книжкам, а лично знакомятся с природой и ее многообразием, что немаловажно для формирования экологического сознания. Кроме того, поделки развивают творческое воображение, а в процессе их создания у детей укрепляется, приобретает гибкость и ловкость рука, и вместе с разработкой мелкой мускулатуры рук идет бурное развитие мозга. Также очень важно развивать творческую фантазию детей, чтоб в листке или семечке ребенок мог увидеть материал для своей будущей поделки.

Для того чтоб делать поделки из природного материала, важно его правильно подготовить. С целью заготовки материала я работаю с родителями моих обучающихся, которые помогают  и  привозят материал из отпуска. Я подготовила рекомендации для Вас, где вы сможете ознакомиться как заготовить природный материал.

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА 

Шишки следует собирать на влажной почве, чтобы не пересохли и дольше сохраняли форму.

Листья нужно собирать, когда они приобретут красивый цвет, и высушить их в старых журналах или прогладить утюгом.

Лесные и грецкие орехи, жёлуди и каштаны запасаем только зрелые, на особо твёрдой скорлупе сразу же прокалываем отверстия.

Семена разных растений - крылатки клёна и ясеня, арбуза, тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов – следует промыть, высушить и рассортировать по картонным коробочкам.

Заготовим отдельные части плодов и семян - чешую шишек, кожуру апельсина и лимона, шелуху лука.

Камешки, раковины, палочки, перья и пух промыть, высушить и при желании покрасить.

Для поделок из веток подойдет - липа, осина, тополь, ольха — деревья мягких пород. Мягкая древесина легка в обработке. Ее легко пилить, строгать и резать. Поэтому ветки этих деревьев — хороший поделочный материал.

Выбираем ветки, на которых много ответвлений, отростков и изгибов. В них  легко увидеть образ какого-нибудь фантастического существа.

Лучше всего собирать ветки в местах сезонной обрезки деревьев или в лесу. Собранные ветки очистите от коры и аккуратно удалите отростки.

А дома все богатства следует просушить, разложить по виду и размеру и хранить в «дышащих» ёмкостях - картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках или в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.

Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать панно из природного материала в виде букета цветов. Я выбрала традиционно-русский образ цветка – ромашку. Я покажу некоторые приемы работы и дам советы:      

1.      Сначала выкладываем самые крупные элементы панно – ромашки, располагая их в виде букета. Лепестки из семян тыквы  приклеиваем клеем ПВА.

2.      Моделируем серединку ромашек. Капая крупную каплю клея в середину цветка, закрепляем несколько семян чечевицы.

3.      Составляем дополнение к букету – несколько маленьких цветочков из семян чечевицы.

4.      Из окрашенных в зеленый цвет спагетти выкладываем стебли цветов.

5.      Дополняем стебли листочками и семенами тыквы.

6.      Добавляем колоски из семян риса.

4. Практическая работа.

Я поставила цель найти методы и приёмы, которые помогут активизировать детей на занятии, повысить результативность, развивать самостоятельность. Очень хорошо этому способствует использование технологических карт. Детям приходится самостоятельно вникать в порядок работы, действовать по плану. Это воспитывает потребность планировать свою работу.

 Иногда предлагаю детям, глядя на образец, спланировать свою работу  и постараться её выполнить по своему плану или работать по схемам - что тоже способствует развитию самостоятельности. Побуждаю детей делать самостоятельные  работы,  поддерживаю  их   фразами:   «ты   сможешь,  ты справишься»,   «у тебя   всё  получится» -   это   способствует  воспитанию уверенности у детей.

Я на занятиях часто использую художественное слово: загадки, сказки, поговорки, пословицы.  Дети с удовольствием играют в малоподвижные дидактические игры: настольные  и словесные игры, предложенные педагогом, и предлагают свои: «Запрещенная буква»,  «Назови слово на первую букву, на последнюю», «Что изменилось?» , и др.

Для создания положительного эмоционального климата использую музыку (прослушивание музыки). Компьютерные технологии использую на многих занятиях, так как для современного поколения  информация воспринимается лучше с помощью IT  технологий.

Уважаемые коллеги, если вы уже сделали панно, то можете дополнить его цветочками и колосками.  

5. Анализ работ. Итог занятия.

- Ну вот, наше панно  готово. Давайте оценим нашу работу. Если вам было на занятии интересно, комфортно и вы удовлетворены своей работой, то выберите из шкатулочки белую ромашку и приклейте на полянку. А если вы чувствовали дискомфорт, какую- то неудовлетворённость — то выберите голубую ромашку и приклейте на полянку. ( Учу самостоятельно оценивать свои работы) Какую информацию несет наше панно? (в работу вложили душу, тепло своих рук).

- Итак, используя на занятиях новые формы, методы работы, например, такие как занятие - игра, занятие - путешествие, обращение к волшебной книге, к шкатулке, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу можно добиться высоких результатов в развитии детского творчества.

- Уважаемые коллеги, как вы считаете, методы и приёмы, которые я вам показала на занятии, действительно ли повышают результативность детей на     занятии,     активизируют     их,     помогают     формировать     навыки самостоятельной работы?

           -  Может быть, кто-то из вас хочет рассказать о своих методах и приёмах, применяемых в работе, (выступление педагогов)

           -  Всем большое спасибо за работу.