Возрастные особенности развития детей раннего возраста

  • Печать

Возрастные особенности развития детей раннего возраста

(от 1 года до 3 лет)

Все дети отличаются друг от друга, также, как и взрослые, однако можно выделить общие особенности, присущие каждому возрасту. Эти особенности являются основанием для возрастной периодизации. Психологи выделяют 5 стабильных периодов в развитии детей:

  • младенчество (от 2 мес. до 1 года);

  • раннее детство (от 1 года до 3 лет);

  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

  • младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

  • подростковый возраст (от 11 до 15 лет);

  • старший школьный возраст (15 — 17 лет).

В эти периоды развитие ребёнка протекает плавно, без резких скачков, и заметить существенные изменения, произошедшие с ребёнком, можно только сравнивая начало и конец периода.

Эти стабильные промежутки развития перемежаются возрастными кризисами, которые по своим проявлениям и значению значительно отличаются от них. Кризисы продолжаются относительно недолго: от нескольких месяцев до года, редко два года. Однако в это время происходят резкие, скачкообразные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка.

Ребёнок переживает 6 возрастных кризисов:

  • кризис новорожденности;

  • кризис 1 года;

  • кризис 3 лет;

  • кризис 6-7 лет;

  • подростковый кризис (12 — 14 лет);

  • кризис юности (17 — 18 лет).

Ваши малыши уже прошли первую ступеньку развития. Это уже не беспомощные младенцы, а дети раннего возраста, пережившие кризис одного года. Они научились стоять, самостоятельно перемещаться в пространстве, сами кушать, осваивают речь в качестве инструмента общения.

Важнейшими психическими новообразованиями этого возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Малыши начинают воспринимать предметы окружающего мира как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления. Сначала в результате обучения или подражания взрослым ребёнок устанавливает связь предмета с его назначением (ложкой едят, в кроватка спят, тапочки надевают на ноги). Затем начинают сами использовать предметы по прямому назначению. И наконец на основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей (ботинок превращается в машинку, книга — в диванчик для кукол и т.п.).

Чтобы малыш развивался в предметной деятельности, необходимо освоение разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому не стоит перегружать предметно-развивающую среду ребёнка большим количеством игрушек. Не нужно также стремиться покупать малышу дорогие, сложно устроенные игрушки. Чем игрушка проще, тем больший простор для мышления она даёт ребёнку. К тому же в этом возрасте велика опасность, что малыш проглотит мелкие детали или засунет их себе в нос или в ухо.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

В раннем возрасте интенсивно формируется активная речь. Она развивается в процессе совместной деятельности со взрослыми. Малыш лучше начинает понимать, речь взрослых и говорит с ними сам. Родителям важно стимулировать высказывания ребёнка о своих желаниях. Если малыш долго не начинает говорить, обратите внимание, как вы общаетесь с ним, не говорите ли сами за него, не бросаетесь ли исполнять его желания по первому взгляду, жесту или неопределённому писку. Попробуйте всей семьёй «не понимать» его, пока он не скажет, что ему нужно. Первое время он может возмущаться, выражать своё недовольство, но в конце концов заговорит. Другая крайность заключается в том, что взрослые слишком активно начинают развивать речь ребёнка в ущерб другим видом деятельности. Чрезмерно разговорчивый малыш в какой-то момент может вдруг начать заикаться. В основе такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Не следует впадать в панику. Нужно успокоить малыша и на некоторое время (7 — 10 дней) установить «режим молчания»: запретить говорить ребёнку и самим ограничить разговоры с ним. Если же заикание стойкое, необходимо обратиться к логопеду.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — это особый период в развитии малыша, когда эмоции господствуют над поведением, отражая все стороны действительности, с которыми ему приходится сталкиваться. Эмоции у ребёнка раннего возраста возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. В этом состоит привлекательность данного возраста, так как многое в поведении ребёнка можно изменить, перенаправить и скорректировать, изменив поведение окружающих его близких людей.