Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

  • Печать

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ

 

 

Возраст 4 — 5 лет относится к литическому, то есть не кризисному периоду развития. Развитие ребёнка в этом возрасте протекает спокойно, без резких скачков.

У четырёх-пятилетних детей ведущее место занимает наглядно-образное мышление. Именно к ним в наибольшей степени подходит высказывание К.Д. Ушинского о том , что «дитя мыслит образами, красками, звуками».

Оканчивается формирование активной речи. К пяти годам ребёнок уже в состоянии связно излагать свои мысли Более широкое использование речи способствует расширению кругозора ребёнка, активному познанию окружающего мира и связей между предметами и явлениями. Главный вопрос для ребёнка 4-х лет - «Почему?»

Для познания ребёнку уже нет необходимости непосредственно воспринимать предметы и явления. Способы познания им мира — это рассказ взрослого и экспериментирование. С помощью словесного описания ребёнок может представить себе то, чего никогда не видел Условиями успешности является кругозор взрослого и хорошо развитая речь самого малыша. Взрослый становится для ребёнка источником информации. Большим достижением является развитие способности выстраивать умозаключения, что свидетельствует об отрыве мышления от непосредственной ситуации.

Внимание и память ребёнка пока ещё непроизвольные. Он запоминает то, что его заинтересовало, то, что ярко, необычно, эмоционально окрашено. Начинает развиваться произвольное запоминание в игре. Развивается устойчивость внимания и возможность его произвольного переключения.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование родителями этих возможностей ребёнка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них. Предлагать повороты сюжета, давать нравственные оценки поступкам героев.

Четырёхлетки хорошо развиваются физически и становятся более выносливыми. Уменьшается чувствительность к дискомфорту. Это стимулирует развитие психологической выносливости. Снижается утомляемость, выравнивается фон настроения. Оно меньше подвержено перепадам. Эмоции ребёнка четырёх-пяти лет более ровные, чем у малыша раннего возраста. Он учится контролировать своё поведение.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен для ребёнка. Он стремится к партнёрству в играх. Дети играют уже не «рядом», как в раннем возрасте, а именно «вместе». Развивается ролевой диалог, довольно длительное время поддерживается игровая ситуация. Игровые объединения становятся более-менее устойчивыми. Дети начинают объединяться для игры по половому признаку. Девочек больше интересуют игры в куклы, в «дочки-матери», в «салон красоты». Мальчики играют в «гараж», в «войну», в «космические путешествия» и т.п.

 

Как правило, при правильном воспитании, конфликты со взрослыми в этом возрасте практически отсутствуют. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4 — 5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В более старшем возрасте уже не получится коренным образом изменить характер ребёнка. Возможно только скорректировать его качества, чтобы ребёнок смог достаточно успешно адаптироваться в обществе..