Что такое гипердинамический и гиподинамический синдромы

  • Печать

 В любой группе детского сада или в школьном классе встречаются дети, которые просто не могут долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям взрослых. Они постоянно ёрзают на стуле или даже вскакивают и бегут куда-то, например, посмотреть, какая машина проехала за окном, что-то по пути задевают, опрокидывают, роняют, кого-то толкают. Эти дети, как правило, чрезмерно разговорчивы, могут своей болтовнёй вывести из терпения даже очень терпеливую воспитательницу, то и дело вмешиваются в разговоры старших, задают множество вопросов и ни на один не дослушивают ответа. Мгновенно обижаются и так же легко забывают о своих обидах. На замечания не реагируют или возбуждаются ещё больше. О таком малыше говорят: «юла», «дыру на одном месте провернёт», «вулкан, а не ребёнок».

Встречаются, хотя и реже, дети, на которых до поступления в школу воспитатели могут ни разу не пожаловаться родителям. Дети тихие, послушные, незлобивые, любят спокойно играть в одиночестве где-нибудь в уголке, на занятиях не успевают сделать всё так же быстро, как другие, но никому не мешают. Взрослые часто называют такого малыша «тюфячком», сверстники могут прозвать «тормозом». Часто только с началом школьного обучения «всплывают» проблемы, связанные с тем, что такой первоклассник отстаёт от класса, не может сконцентрировать внимание на задании, «витает в облаках», с трудом переключается на другой вид деятельности. Иногда учителя даже начинают сомневаться в его умственных способностях, хотя дома ребёнок, чаще всего, хороший помощник для своих родителей и у него многое получается, если его не торопить.

И безудержная активность и заторможенность, описанные выше, связаны с ранними нарушениями нервной системы ребёнка. Если малыша обследовал невропатолог, то в медицинской карте можно увидеть такие записи как «энцефалопатия», «ММД», «гипер-(или гипо-)динамический синдром», «СДВГ».

Что же означают эти загадочные диагнозы?

Нужно ли лечить такого ребёнка?

Как взаимодействовать с ним?

Чего ожидать в дальнейшем?

На эти вопросы мы и постараемся кратко ответить.

Диагноз энцефалопатия буквально означает «повреждение мозга». Поставить его может врач-невропатолог. Когда этот диагноз ставится ребёнку до года, это означает, что невропатолог обнаружил у малыша те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, которые , скорее всего, обусловлены травмой. Травма эта могла быть получена как в период внутриутробного развития, так и во время родов или в раннем младенчестве. Когда именно она была получена, определить удаётся крайне редко. В крайне тяжёлом случае имеет место ДЦП (детский церебральный паралич), но чаще наблюдаются более лёгкие формы энцефалопатии, которые часто компенсируются до года без медицинского вмешательства или в результате специального лечения. У части детей лёгкие нарушения сохраняются и врач может поставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). В США в подобных случаях часто используется определение «ребёнок с проблемами».

ММД — это исход лёгкого органического поражения головного мозга. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические синдромы и невротические реакции, а в школьном возрасте могут быть специфические сложности с учёбой и поведением.

И, наконец, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или гиперкинетический синдром, а в случае преобладания торможения, гиподинамический синдром — это одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей СДВГ чаще всего выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Гораздо реже, когда имеет место гипокинетический синдром, проявляются все эти признаки, кроме последнего. Вместо чрезмерной активности — вялость, заторможенность.

Более полувека учёные занимаются проблемой подобных нарушений, но до сих пор не выявлено истинных причин возникновения подобных расстройств. Одни учёные считают, что дело здесь только в последствиях родовых травм; другие полагают, что причинами поражения головного мозга ребёнка могут быть генетические факторы, , нарушения биохимического баланса в ЦНС, инфекционные заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни малыша, нарушения кровообращения.

Как бы то ни было, мозг ребёнка получил слабые повреждения и часть его клеток не функционирует. Тогда здоровые нервные клетки берут на себя «обязанности» пострадавших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Одновременно с восстановлением идёт процесс нормального возрастного развития малыша, а значит его нервная система работает с двойной нагрузкой (восстановление + нормальное развитие). Тот, кому приходилось заниматься двумя делами сразу, трудиться на двух работах, понимает насколько это тяжело. А в нашем случае речь идёт о нервной системе маленького ребёнка, выполняющей «две работы». При этом, как показывают исследования учёных, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего. Поэтому понятно, что такой ребёнок наиболее уязвим для возникновения различных неврозов.

В стрессовых ситуациях, при длительном перенапряжении, после различных соматических заболеваний, при резкой смене условий жизни и т. д. у гипер-или гиподинамичного ребёнка может наступить ухудшение неврологического состояния.

Нелегко не только ребёнку, но и его родителям, особенно матери. Как пишет И.П. Брязгунов, врач, долгое время занимающийся данной проблемой: «...синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но часто и матери.<...> Вначале наступает период «истощения» - астеноневротическое состояние, а затем период угнетённого настроения. Поэтому лечить следует не только ребёнка, но одновременно и мать,» - считает он.

Однако не следует каждого подвижного и неусидчивого ребёнка считать гипердинамичным. Этот диагноз может поставить только врач. И только он решает вопрос о необходимости медикаментозного лечения. Дело в том, что наличие в группе детского сада или в классе способствует возбуждению других детей. И.П. Брязгунов приводит такой пример. В одном из первых классов при первичном наблюдении было выявлено 8 гиперактивных детей из 18-и. Однако после полного обследования дефицит внимания был выявлен только у пяти из них, а ярко выраженная гиперактивность — лишь у двух. Они-то и «заводили» весь класс.

Родителям, которые подозревают у своего ребёнка наличие гипер- или гиподинамического синдрома следует обратить внимание на такие признаки, как:

  • наличие других неврологических диагнозов (ММД, энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление);
  • неконтролируемая моторная активность или, наоборот, постоянная вялость, заторможенность;
  • слабая для данного возраста концентрация внимания;
  • различные стойкие нарушения сна;
  • логопедические проблемы;
  • неумение приспособиться к требованиям дисциплины;
  • быстрая, «захлёбывающаяся» речь или молчаливость, односложные ответы;
  • повышенный травматизм, как следствие неуклюжести и/или бесцельной двигательной активности;
  • тики или навязчивые движения (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, грызёт ногти, постоянно крутит, мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.);
  • ночное или дневное недержание мочи;
  • поверхностная общительность, отсутствие чувства дистанции с чужими людьми или же замкнутость, отчуждённость;
  • предпочтение в играх более младших детей;
  • сам ведёт себя, как ребёнок более младшего возраста;
  • заметное изменение состояния, настроения в зависимости от времени года (обострения осенью и весной), суток, изменений погоды;
  • резкая смена настроения, срывы даже при небольшом стрессе или напряжении.

Если у Вашего малыша имеются 4 — 5 или более из этих признаков — это повод показать его невропатологу или клиническому психологу.

Не следует думать, что только приём каких-то лекарств поможет Вашему ребёнку. Лишь совместными усилиями всех специалистов, работающих с ним, при обязательном активном участии семьи можно справиться с негативными проявлениями этих синдромов.

Без поддержки самых близких людей — родителей — у ребёнка немного шансов справиться с такой нервной нагрузкой.

Гипердинамичному или гиподинамичному ребёнку более, чем другим детям необходим строгий режим дня. Ведь для малыша важна стабильность, устойчивость его домашнего мира, соблюдение определённых ритуалов. Стабильность обязательна и в пространстве (ложиться спать всегда на одном и том же месте, среди привычных предметов), и во времени (например,после ужина всегда смотрим «Спокойной ночи, малыши», перед сном пьём кефир, а когда ложимся спать, мама читает сказку).

Бесцельная неконтролируемая двигательная активность гиперадинамичного ребёнка или заторможенность гиподинамичного — это реакция на меняющийся (а значит, опасный для него!) внешний мир. Подобным образом ведут себя животные в случае опасности: начинают метаться или замирают. Преодолеть подобные проявления ребёнку может помочь только уверенность в безопасности, в том, что его любят и принимают таким, каков он есть, со всеми его особенностями.

Многих родителей беспокоит вопрос подготовки к школе и последующего обучения их особенного ребёнка. Здесь можно дать несколько общих советов родителям гиперактивного ребёнка:

  • период относительно устойчивой работоспособности у такого малыша очень непродолжителен (даже у первоклассника он не превышает 5 — 15 минут), следовательно и продолжительность непрерывного занятия с ним не должна превышать этого времени);
  • занятия с ребёнком лучше проводить в игровой форме, предоставляя ему возможность двигаться, вставать с места, перемещаться по комнате. Е.В. Мурашова в своей книге приводит пример того, как мама выучила с сыном буквы в то время, как он сидел под кроватью, а она подавала ему туда карточки;
  • заниматься с ребёнком лучше в начале дня, а не вечером;
  • не стоит быть слишком требовательными к аккуратности в начале работы;
  • использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания, объятия);
  • поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;
  • сохранять спокойствие, так как на раздражение мамы гипердинамичный ребёнок реагирует возбуждением, а гиподинамичный ещё большей заторможенностью или слезами;
  • по возможности, хорошо бы оборудовать дома спортивный уголок, где ребёнок мог бы отреагировать свою двигательную активность без вреда для себя и окружающих.

Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Затем происходит снижение симптомов, а в период полового созревания наблюдается новый «всплеск». К концу этого периода гиперактивность и эмоциональная импульсивность исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль, но дефицит внимания сохраняется. При снижении симптомов заболевания у людей с СДВГ, как правило, остаётся неспособность выполнять скучную монотонную деятельность.

Литература:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Спб.: Речь, 2008.
  2. Брязгунов И.П., КасатниковаЕ.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  5. Мурашова Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. - 2-е изд., доп. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  6. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.