Возрастные особенности детей 3 - 4 лет

  • Печать

Возрастные особенности детей 3 - 4 лет

Пережив кризис трёх лет ребёнок, поднимается на новую ступень развития. Теперь это уже не малыш раннего возраста, а младший дошкольник. Он отличается от двухлетнего малыша не только ростом и пропорциями тела, но и своими психологическими особенностями.

Обычно к 3-м годам ребёнок начинает говорить о себе в первом лице: «Я». Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться своими успехами и критически оценивать результаты своего труда.. Формируется способность к целеполаганию: более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребёнок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ребёнок активно познаёт непосредственно окружающие его предметы, их свойства и назначение путём экспериментирования и конструирования. Условиями успешности познавательного развития являются развивающая сфера и партнёрские отношения со взрослыми.

Взрослый для ребёнка 3 – 4-х лет – источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Память дошкольника 3 – 4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете. Он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане. как и у ребёнка раннего возраста, характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Игровая деятельность в этом возрасте партнёрская со взрослыми или индивидуальная с игрушками. Ребёнок выполняет различные игровые действия: возит песок в грузовике, купает куклу, укладывает спать мишку, делает укол зайке и т.п. Договариваться с другими детьми о ходе игры и придумывать развитие её сюжета, он пока не умеет.

В 3 – 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.