Письмо является базовым навыком, на котором строится практически всё обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо- сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Процесс выполнения письма осложняется тем, что у детей 5-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.
При этом возраст 5-7 лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти рук. В этом возрасте , организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения , можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
- письмо «в воздухе»,
- лепка букв из пластилина,
- конструирование букв из их элементов,
- рисование – формирует у детей элементарные графические умения
- раскрашивание картинок цветными карандашами,
- вырезание из бумаги различные фигурки, полоски,
- лепка из пластилина,
- нанизывание бус, бисера или просто пуговиц,
- застегивание одежды, зашнуровывание ботинок,
- штриховка- развитие мускульной памяти.
Чтобы ребенок избежал проблем в освоении письма в школе, уделите внимание этой проблеме уже в дошкольном возрасте. Важна не только правильная позиция карандаша, не меньшее значение имеет сила нажима на него (степень напряженности мышц, давления на карандаш). Нередко нажим на карандаш или слишком сильный или слишком слабый.
Упражнения при сильном сжатии и при слабом нажатии на карандаш:
«Удержи карандаш»: ребенок держит карандаш в правильной позиции, а взрослый пытается вытянуть его из пальцев ребенка
Упражнение «Сожми камень - Возьми цыпленка» (напряжение и расслабление мышц пальцев)
Упражнение: «Холмы»: (рисование лёгких, свободных линий)
Упражнение: «Спрячем мышку в норке, так чтобы ее не увидела кошка. » (закрашивание круга, в котором нарисована мышка
Упражнение «Полосатый Шарфик» и «Полосатый котик»: чередование слабого и сильного нажима на карандаш.
Успехов Вам и вашим детям!
Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40
Телефон: 8 (47542) 3-18-57
Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru