Последние статьи

С праздником! В единстве сила!
02.11.2025
Поздравляем всех с праздником "День народного единства"! Сегодняшний день напоминает, как важен каждый... Читать далее...
Для жителей Мордовского муниципального го округа! Проходим опрос!
24.10.2025
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 "Об оценке эффективности... Читать далее...
С Днем Учителя, дорогие коллеги!
05.10.2025
Дорогие и уважаемые коллеги! От всей души поздравляем вас с Днём учителя! Желаем каждому из вас... Читать далее...
Церемония награждения ко дню профессионального праздника.
02.10.2025
В областном драмтеатре прошла торжественная церемония посвящённая профессиональным праздникам: Дню... Читать далее...
ДЕНЬ ДОБРА И УВАЖЕНИЯ
01.10.2025
1октября - Международный день пожилых людей. Это замечательный повод всем людям почтенного возраста... Читать далее...

Популярные статьи

Инструкция по охране труда для медицинской сестры
08.05.2013
     ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для медицинской сестры    ... Читать далее...
Инструкция по охране труда для методиста
08.05.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для методиста   I. Общие требования охраны труда   1.1 К работе  в... Читать далее...
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
14.09.2013
  Инструкция по оказанию первой медицинской помощи     1.Первая доврачебная помощь (ПДП) ... Читать далее...
Инструкция по охране труда при работе с пылесосом
14.09.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе с пылесосом 1. Общие требования безопасности 1.1. Данная... Читать далее...
Инструкция по охране труда для оператора газовой котельной
08.05.2013
 ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для оператора газовой котельной 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Настоящая ... Читать далее...

Случайные статьи

Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков
04.12.2015
Артикуляционная гимнастика – помощник в постановке звуков   подготовила учитель – логопед Кустова... Читать далее...
Памятка для родителей "Профилактика полиомиелита"
02.10.2018
Памятка для родителей "Профилактика полиомиелита"     Полиомиелит - это вирусное инфекционное... Читать далее...
Памятки/рекомендации по противодействию вовлечения несовершеннолетних в террористическую деятельность.
29.03.2024
Информационные материалы, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации, для детей,... Читать далее...
Праздник мыльных пузырей
19.08.2019
14 августа в нашем детском саду прошел один из самых замечательных праздников - Праздник мыльных... Читать далее...
Конспект ННОД ОО "Познание" (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста «По тропинкам осени» Воспитатель Иноземцева Н. А.
11.12.2013
  Конспект ННОД в ГКП Тема: «По тропинкам осени»   Составила и провела: Иноземцева Н.А. воспитатель I... Читать далее...

Электронный ресурс по независимой оценке качества образования

Календарь новостей

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у дошкольников.

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у дошкольников.

Подготовила учитель – логопед

Кустова О. А. 

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня научно доказано, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Научно доказано, что уровень развития мелкой моторики у ребёнка соответствует уровню развития его речи, ведь в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игр для развития мелкой моторики великое множество. Мне бы хотелось познакомить Вас и играми на основе нетрадиционного использования различных предметов. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные способы развития мелкой моторики, будут способствовать повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами и, следовательно развивать их речь.

Игры с камешками, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным пальцами «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге. Предложите ребёнку выложить из камешков геометрические фигуры, знакомые буквы, цифры.

«Шишка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Игры с использованием носового платка.

«Человечек» Обычный носовой платок может развлечь ребенка, особенно если сделать из него забавного человечка, который умеет ходить, ползать, танцевать. Раскладываем на ровной поверхности платок. На один его конец ставим пальцы. Затем берем противоположный конец платка и протаскиваем его между пальцами (будущими ножками человечка).
Так делаем несколько раз, наматывая платок. Очень важно, чтобы у человечка были большие «ботиночки»: пальцы должны быть хорошо обмотаны платком, чтобы человечек на них крепко держался Вот, собственно, и все. Осталось придумать историю и рассказать ее от имени человечка.

Игры с резиночками для волос или с канцелярскими резинками

«Волшебные резиночки» Для игры нам нужна дощечка, размером 20 на 30 см, силовые кнопки и маленькие разноцветные резиночки для волос. Силовые кнопки прикпепить на доске на расстоянии 5см друг от друга, лучше дорожками по цвету. В начале игры мы проводим разминку, надеваем резинку на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики. Попросите ребёнка надеть резинки по цвету - получатся цветные дорожки. Затем предложите выложить картинку по образцу ( гриб, домик-окна и крыша, кораблик плывет по волнам, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т. д) Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с крупой. Эти игры помогут занять ребёнка на кухне, он будет не только под присмотром , когда вы готовите еду, но и с пользой проведёт время с вами на кухне.

«Золушка» Смешайте в кучу 2 – 3 вида круп и попросите ребёнка вам помочь, перебрать крупу

«Нарисуй картинку». Эта игра поможет занять ребёнка, когда вы заняты на кухне. Рассыпьте тонким слоем на ровной сухой поверхности любую крупу и предложите ребёнку нарисовать предметы, Геометрические фигуры, написать знакомые цифры или буквы.

«Выложи картинку» Для этой игры лучше подойдёт горох, чечевица и фасоль.

Ребёнок с интересом создаст целый шедевр, выложив из фасоли и гороха различные фигуры.

Игры с бельевыми прицепками и канцелярскими скрепками

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычные бельевые прищепки. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, так и для самомассажа пальцев

«Котёнок»

Сильно кусает

Котёнок – глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но, я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев сначала ведущей руки, затем другой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

«Волшебные прищепки». Для этой игры понадобятся обычные бельевые прищепки, желательно разноцветные.

Вырежьте из картона маленький круг, прицепив по его контуру прищепки, получим ромашку, круг большего диаметра превратится в солнышко (прищепки – лучики), контурному изображению ёжика – добавим иголки и тд.

банер госуслуги

Общественная электронная приемная Роскомнадзора

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Тамбовской области

 логотип ТОИПКРО

Федеральный портал «Российское образование»

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб Минобрнауки России


Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40

Телефон: 8 (47542) 3-18-57

Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru