Последние статьи

С 2025 годом!
01.01.2025
С наступающим 2025!!!
28.12.2024
Коллектив детского сада поздравляет всех с наступающим 2025 годом!!! Пусть этот волшебный праздник... Читать далее...
Утренники продолжаются...
27.12.2024
27 декабря, в старшей и подготовительной группах прошел новогодний утренник, который наполнил сердца... Читать далее...
Новогодние детские утренники — это время чудес...
26.12.2024
В канун Нового года в каждый детский сад приходит добрая, красивая, волшебная сказка.  превращений и... Читать далее...

Популярные статьи

Инструкция по охране труда для медицинской сестры
08.05.2013
     ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для медицинской сестры    ... Читать далее...
Инструкция по охране труда для методиста
08.05.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для методиста   I. Общие требования охраны труда   1.1 К работе  в... Читать далее...
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
14.09.2013
  Инструкция по оказанию первой медицинской помощи     1.Первая доврачебная помощь (ПДП) ... Читать далее...
Инструкция по охране труда при работе с пылесосом
14.09.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе с пылесосом 1. Общие требования безопасности 1.1. Данная... Читать далее...
Инструкция по охране труда для оператора газовой котельной
08.05.2013
 ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для оператора газовой котельной 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Настоящая ... Читать далее...

Случайные статьи

Детям о Святой Пасхе.
28.04.2021
Весна радостная пора. Её наступления ждут, ей радуются люди. Да и как не радоваться весне!? Природа... Читать далее...
Влияние родительских установок на развитие детей
11.10.2013
  Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих... Читать далее...
Группа общеразвивающей направленности для детей от 1 года до 3 лет "Пчелки"
31.10.2012
Группа общеразвивающей направленности для детей от 1 года  до 3 лет «ПЧЁЛКИ» С детьми работают:... Читать далее...
Мастер-класс "Изготовление сувенирного панно из природного материала" Н.А. Стрыгина, воспитатель 1 категории
11.10.2013
  Мастер класс «Изготовление сувенирного панно из природного материала». Цель: Раскрыть формы и... Читать далее...
Нормативное регулирование
14.03.2019
Федеральный уровень Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации... Читать далее...

Электронный ресурс по независимой оценке качества образования

Календарь новостей

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Развиваем фонематический слух

                                 Развиваем фонематический слух.

                                                                                    

                                                                   подготовила

                                                                 учитель – логопед

                                                                   О. А. Кустова

 

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо, умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
    • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.

         Звук на письме обозначается буквой.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
«Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок должен произнести их в обратном порядке.

«Топни – хлопни» Взрослый чётко произносит ряд слов, и предлагает ребёнку, услышав заданный звук в слове – хлопнуть в ладоши, «поймать звук», если в слове нет заданного звука – топнуть, «прогнать» слово.

«Какой одинаковый звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например, шапка, кошка, каша, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай» Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность:

- подбери слово, которое начинается на последний звук слова столб.

- вспомни птиц, в названиях которых был бы последний звук слова морс (сова, снегирь, синица, сорока...)

- подбери слово, чтобы первый звук был бы [К], а последний - [А].

- предложите ребенку назвать игрушку с заданным звуком.

«Зелёный – красный» Для игры нужно приготовить два кружка: красный и зелёный, можно использовать крышки от бутылок. Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть какой – то заданный звук. Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает зелёный кружок, если нет - красный. Если ребёнок справляется, предложите ему поменяться ролями.

«Поймай рыбку» Для этой игры нужна магнитная удочка или палочка с привязанным к ней на ниточке магнитом. На картинки из любого детского лото наденьте скрепки. Ребенок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове сапоги звук [C]   слышится в начале слова, в слове весна - в середине, а в слове лес - в конце.                                «Найди слово» Из двух-трёх слов ребёнок должен выбрать то, в котором есть звук [Ш]:

Звук [Ш] ты в слове услыхал, 

Тотчас то слово мне сказал!:                                                                                                                       школа – класс                                                                                                                                 коса – шапка                                                                                                                                                      шоколад – свисток                                                                                                                                                просьба – шалаш                                                                                                     мишка - миска                                                                                                                                                            миска – шашки – жук                                                                                                                                           машина – самосвал – поезд                                                                                                        сарафан – рубашка – пиджак                                                                                                                          мишка – собака – жираф.        

банер госуслуги

Общественная электронная приемная Роскомнадзора

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Тамбовской области

 логотип ТОИПКРО

Федеральный портал «Российское образование»

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб Минобрнауки России


Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40

Телефон: 8 (47542) 3-18-57

Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru