Последние статьи

«Технология ТРИЗ: теория и практика»
11.11.2024
11 ноября прошел педагогический совет на тему: «Технология ТРИЗ: теория и практика»Повестка... Читать далее...
Поздравляем с Днем народного единства!
04.11.2024
Поздравляем с Днем народного единства! Нельзя забывать историю своего народа и предков, ведь именно... Читать далее...
Веселись честной народ, в гости Ярмарка идёт!
02.11.2024
На Руси испокон времен считалось доброй традицией устраивать народные гулянья! А осень для этого –... Читать далее...
Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!
21.10.2024
Уважаемые родители, гости нашего сайта, предлагаем вашему вниманию ссылки на видеоролики,... Читать далее...
Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!
21.10.2024
Уважаемые родители, гости нашего сайта, предлагаем вашему вниманию ссылки на видеоролики,... Читать далее...

Популярные статьи

Инструкция по охране труда для медицинской сестры
08.05.2013
     ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для медицинской сестры    ... Читать далее...
Инструкция по охране труда для методиста
08.05.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для методиста   I. Общие требования охраны труда   1.1 К работе  в... Читать далее...
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
14.09.2013
  Инструкция по оказанию первой медицинской помощи     1.Первая доврачебная помощь (ПДП) ... Читать далее...
Инструкция по охране труда при работе с пылесосом
14.09.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе с пылесосом 1. Общие требования безопасности 1.1. Данная... Читать далее...
Инструкция по охране труда для оператора газовой котельной
08.05.2013
 ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для оператора газовой котельной 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Настоящая ... Читать далее...

Случайные статьи

Инструкция по охране труда при работе с водонагревателем
14.09.2013
  ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда при работе с водонагревателем   1.      Общие... Читать далее...
Памятка для родителей по профилактике ОРВИ и гриппа
18.03.2022
Памятка для родителей по профилактике ОРВИ и гриппа Управление Роспотребнадзора информирует, что в... Читать далее...
ОБЪЯВЛЕНИЕ о наборе детей в детский сад
09.04.2024
Уважаемые родители! 2023-2024 учебный год подходит к концу. И это значит, что впереди новый набор детей в... Читать далее...

Электронный ресурс по независимой оценке качества образования

Календарь новостей

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Речь и мелкая моторика

                                         Речь и мелкая моторика

                                                                         подготовила

                                                                       учитель – логопед

                                                                      О. А. Кустова

 

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

                     «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня научно доказано, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Игры и игровые приемы, развивающие мелкую моторику.

 

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров, и соответствующими по размерам петлями.

Рисование пальчиками. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Существует несколько техник пальчикового рисования:                Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.                                                                                                   Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально).                                                      Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску).                                                                                                                          Проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки).                                                                                         Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).
   Игры - шнуровки продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием их зашнурует.
   Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
   «Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховывать их в определённом направлении: сверху вниз, снизу вверх, справа на лево, слева на право, вырезать. «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

   Лепка из пластилина и солёного теста.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
   Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.                                                                                                            

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.


Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Общественная электронная приемная Роскомнадзора

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Тамбовской области

 логотип ТОИПКРО

Федеральный портал «Российское образование»

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб Минобрнауки России


Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40

Телефон: 8 (47542) 3-18-57

Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru