Последние статьи

«Технология ТРИЗ: теория и практика»
11.11.2024
11 ноября прошел педагогический совет на тему: «Технология ТРИЗ: теория и практика»Повестка... Читать далее...
Поздравляем с Днем народного единства!
04.11.2024
Поздравляем с Днем народного единства! Нельзя забывать историю своего народа и предков, ведь именно... Читать далее...
Веселись честной народ, в гости Ярмарка идёт!
02.11.2024
На Руси испокон времен считалось доброй традицией устраивать народные гулянья! А осень для этого –... Читать далее...
Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!
21.10.2024
Уважаемые родители, гости нашего сайта, предлагаем вашему вниманию ссылки на видеоролики,... Читать далее...
Будьте бдительны! Осторожно, мошенники!
21.10.2024
Уважаемые родители, гости нашего сайта, предлагаем вашему вниманию ссылки на видеоролики,... Читать далее...

Популярные статьи

Инструкция по охране труда для медицинской сестры
08.05.2013
     ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для медицинской сестры    ... Читать далее...
Инструкция по охране труда для методиста
08.05.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для методиста   I. Общие требования охраны труда   1.1 К работе  в... Читать далее...
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
14.09.2013
  Инструкция по оказанию первой медицинской помощи     1.Первая доврачебная помощь (ПДП) ... Читать далее...
Инструкция по охране труда при работе с пылесосом
14.09.2013
  ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе с пылесосом 1. Общие требования безопасности 1.1. Данная... Читать далее...
Инструкция по охране труда для оператора газовой котельной
08.05.2013
 ИНСТРУКЦИЯ  по охране труда для оператора газовой котельной 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Настоящая ... Читать далее...

Случайные статьи

На портале ПДО родители могут найти ответы на интересующие их вопросы
27.10.2019
На портале ПДО родители могут найти ответы на интересующие их вопросы Портал персонифицированного... Читать далее...
Наша армия
25.02.2023
  Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства... Читать далее...
"До свидания, детский сад!"
30.05.2023
26 мая шестнадцать выпускников детского сада "Солнышко" попрощались с родным садиком и своими... Читать далее...
Профилактика травматизма на железной дороге
06.10.2023
Уважаемые родители, помните, соблюдая меры безопасности, вы сохраняете жизнь себе и своим близким! В... Читать далее...

Электронный ресурс по независимой оценке качества образования

Календарь новостей

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков

Артикуляционная гимнастика – помощник в постановке звуков

 

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных, дифференцированных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

 

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 – 7 минут ежедневно.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом.

Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Артикуляционные упражнения

 

«Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

«Забор». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

«Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

«Бублик» Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы сближены.

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

«Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

 

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала

движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор».

«Приклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Чашечка». Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Фокус». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и погладить широким передним краем языка верхнюю губу сверху вниз. Постепенно убыстрить темп, добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Менять положение языка 4-6 раз.

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

«Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

Комплекс упражнений
для свистящих звуков [с], [з], [ц]:

«Построить забор»,. «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Почистим зубы», «Улыбка».

Комплекс упражнений
для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]:

«Бублик», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус».

Комплекс упражнений для звука [л]:

«Накажем непослушный язычок», «Лопатка»,, «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Маляр».

Комплекс упражнений для звука [р]:

«Накажем непослушный язычок», «Лопатка», , «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Барабан».

 

Уважаемые родители! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Общественная электронная приемная Роскомнадзора

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Тамбовской области

 логотип ТОИПКРО

Федеральный портал «Российское образование»

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Дискуссионный клуб Минобрнауки России


Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40

Телефон: 8 (47542) 3-18-57

Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru