Развиваем речь с помощью чистоговорок.
подготовила
учитель – логопед
Кустова О. А.
Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.
Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.
С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.
Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:
- подбирает чистоговорку с этим звуком;
- произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- проговариваем в быстром и медленном темпе;
- берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;
Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.
Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.
Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.
Са-са-са – на бумаге полоса.
Сы-сы-сы – у девчушки две косы.
Со-со-со – покатилось колесо.
Су-су-су – маме я цветы несу
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)
Ри – ри – ри – чисто говори.
Ря – ря – ря – алая заря.
Рю – рю – рю – нарисую я зарю.
Ри – ри – ри – на ветках снегири.
Ре – ре – ре – игры во дворе
Ро – ро – ро – на полу ведро.
Ры – ры – ры – фишки для игры.
Ра – ра – ра – весёлая игра.
Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.
Ла – ла – ла - на полу юла.
Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.
Лу – лу – лу – стол в углу.
Лы – лы – лы – забиваем мы голы.
Ло- ло – ло – на горе стоит село
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.
Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок — у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.
Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово ул. Техническая д.40
Телефон: 8 (47542) 3-18-57
Электронная почта: solnyshko@r42.tambov.gov.ru